*Сведения, предоставленные на сайте, носят исключительно информационный характер, не являются рекламой и предназначены только для личного использования.
Госалкогольинспекция РТ: Цивилизованно развивать алкогольный рынок
3 ноября – день создания Госалкогольинспекции Республики Татарстан
В начале 90-х годов в России сложилась крайне напряжённая ситуация в сфере производства и реализации алкогольной продукции. Татарстан не был исключением: на алкогольный рынок республики хлынула фальсифицированная и контрабандная продукция и стала вытеснять легальную. Государство фактически не контролировало ни производство алкоголя, ни его продажу. Выборочно, раз в два года, обследование предприятий проводило Поволжское территориальное отделение алкогольной испекции России, но за фактическими объёмами производства и оборотом спирта и алкогольной продукции никто не следил. Официально мощности спиртовых и ликёро-водочных предприятий были задействованы лишь наполовину, при этом вокруг них сложилась крайне криминогенная обстановка, кое-где доходило до бандитских разборок.
Необходимо было срочно наводить порядок, и 3 ноября 1995 года Кабинет Министров Татарстана принял историческое постановление №810, в соответствии с которым в составе Госкомитета по защите прав потребителей была создана инспекция по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию.
БУКВАЛЬНО С НУЛЯ
Возглавил инспекцию Алексей Казаков. Буквально с нуля он создал новую структуру. Вместе с им же созданной командой профессионалов он поставил заслон нелегальному алкоголю, наладив такую систему работы, аналогов которой и до настоящего времени нет ни в одном субъекте Российской Федерации.
Многое пришлось придумывать самим и делать впервые. Сначала была разработана система осуществления государственного контроля, которая включала в себя квотирование закупок этилового спирта, выдачу разрешений на его получение, контроль за целевым использованием выделенных квот и за уплатой акцизов по получаемому спирту, лицензирование. Сотрудники Госалкогольинспекции проводили обследование предприятий, проверяли легальность оборота и качество алкогольной продукции, ввозимой из других регионов России и из-за рубежа.
1997 год оказался знаковым для новой структуры – Госалкогольинспекция получила статус самостоятельного республиканского государственного органа. К ней стали прислушиваться
В 1996 году в республике были созданы оптовые рынки, через которые осуществлялся ввоз алкоголя. На этих же рынках Госалкогольинспекция и органы санэпиднадзора проводили проверку качества и легальности оборота продукции, помечали её специально введёнными марками и выдавали сертификат соответствия образца РТ. Сертификацию проходил и алкоголь татарстанского производства. Продажа непроверенной продукции не допускалась ни на розничных предприятиях, ни в оптовых фирмах, ни на заводах-изготовителях. В результате предпринятых мер в республике удалось снизить обороты нелегального винно-водочного бизнеса. За год объём легального производства увеличился на 23 процента, в 2,3 раза увеличилось поступление акцизов в бюджет, в 14,5 раза – лицензионных сборов.
КАЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ
Легальным производителям сложно было конкурировать с подпольными цехами в ценовой политике, ведь последние полностью уходили от бюджетных платежей, что примерно вдвое снижало себестоимость производимой ими продукции. Закрепить завоёванные позиции и выдержать конкуренцию татарстанские предприятия могли, лишь выпуская высококачественную алкогольную продукцию. Но это было сложно делать на морально и физически устаревших производственных мощностях.
С подачи Алексея Казакова в 1996 году в республике принимается Концепция технического перевооружения спиртовой промышленности, созданы Внебюджетный республиканский фонд развития спиртовой, ликёроводочной и винодельческой промышленности и республиканская межведомственная дегустационная комиссия по алкогольной продукции. Так были созданы условия для освоения новых технологий производства высококачественного спирта, по ряду показателей превосходящего спирт «Люкс», расширился ассортимент выпускаемой продукции.
На всех предприятиях-изготовителях алкогольной продукции были внедрены автоматизированные средства учёта и контроля объёмов выпускаемой продукции. Мало того, Госалкогольинспекция получила доступ к контрольным спиртоизмеряющим приборам, а также к сливным отделениям и спиртохранилищам на всех спиртзаводах. На каждой линии розлива алкогольной продукции были установлены счётчики, данные с которых сверялись с приборами цехового учёта объёмов производства и передавались в налоговые органы по месту нахождения предприятия для контроля за начислением и уплатой акциза.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ГОСОРГАН
Жаудат АХМЕТХАНОВ, глава Госалкогольинспекции:
1997 год оказался знаковым для новой структуры – Госалкогольинспекция получила статус самостоятельного республиканского государственного органа. К ней стали прислушиваться. По инициативе Госалкогольинспекции были приняты законы, постановления, другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории республики.
Серьёзным новшеством, подстёгивающим регионы к повышению эффективности работы, стали утверждённые в 2017 году индикаторы оценки состояния алкогольных рынков субъектов России. В данном рейтинге по итогам 2017 года Татарстан занимал 32 место, 2018 и 2019 годов – 22 место. В Приволжском федеральном округе наша республика по итогам 2017 года занимала четвёртое место, по итогам 2018 и 2019 годов вышла в лидеры.
Участники оптового алкогольного рынка тех времён признаются: «Госалкогольинспекция оказывала большую помощь в формировании алкогольного рынка посредством взаимных цивилизованных отношений. Именно благодаря взаимодействию бизнеса и власти, основанного на доверии и нормативно отрегулированного, алкогольный рынок Татарстана оказался «на голову выше», аналогичных сфер в остальных регионах. В республике появился достойный качественный алкоголь».
Решать поставленные перед Госалкогольинспекцией глобальные задачи возможно было только при условии внедрения многофункционального информационного обеспечения деятельности и создания единой информационно-аналитической базы данных, охватывающей все сферы и позволяющей всесторонне анализировать алкогольный рынок республики. За короткое время произошло серьёзное оснащение Госалкогольинспекции и её территориальных органов современными серверами, компьютерами, ноутбуками, универсальными мини-АТС, копировальными аппаратами и другими техническими средствами. Созданный алкогольный портал Госалкогольинспекции наполнили информацией широкого спектра направлений, так что он стал интересен как для широкого круга профессионалов, работающих на алкогольном рынке, так и любительской аудитории. Время показало правильность и своевременность его создания, портал продолжает развиваться и в настоящее время, что позволяет доводить до его пользователей компетентную и достоверную информацию, иметь с ними обратную связь.
ВЫДЕРЖАТЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВЕКТОР ДВИЖЕНИЯ
Последующие руководители – Игорь Александрович Марченко и Жаудат Юсупович Ахметханов – сумели выдержать первоначальный вектор деятельности, развить новые направления и сохранить командный дух и удивительную сплочённость коллектива.
Возглавивший Госалкогольинспекцию в 2009 году Игорь Марченко не стал ломать отлаженный механизм работы, бережно сохранил традиции. Но и разработал новые направления деятельности с учётом требований времени и поставленных задач разработки и применения мер, направленных на увеличение реализации продукции предприятий Татарстана, проведения мониторинга цен и ассортимента товаров народного потребления на внутреннем рынке республики.
Татарстан всегда был и остаётся передовым регионом по внедрению инновационных проектов. Постановлением Кабмина РТ от 29.09.2012 №814 по инициативе Госалкогольинспекции была утверждена долгосрочная целевая программа комплексной системы защиты прав потребителей. Она позволила перейти на качественно новый уровень защиты прав потребителей. В частности, своевременно было акцентировано внимание на наиболее проблемных секторах потребительского рынка – реализации продовольственных товаров и оказание жилищно-коммунальных услуг, где уровень как государственной, так и общественной защиты прав граждан не отвечал реальным запросам населения.
Благодаря реализации программы по итогам 2018 года Татарстан занял первое место в рейтинге субъектов РФ по уровню защищённости потребителей, притом что в 2010 году занимал лишь 37 место. Кроме того, в бытность Игоря Марченко Татарстан стал первым регионом в России, добившимся 100-процентного подключения торговых объектов к единой государственной автоматизированной системе учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). В этом огромная заслуга Госалкогольинспекции, которая, собственно, и занималась её внедрением. Система позволяет минимизировать нелегальную продажу и оперативно дистанционно выявлять правонарушения.
СИЛЬНАЯ РУКА
В 2017 году Госалкогольинспекцию возглавил Жаудат Ахметханов, генерал-майор полиции в отставке, долгое время проработавший в системе органов внутренних дел. По его предложению дополнительно был создан отдел оперативного межмуниципального контроля, на который возложили специфические задачи для решения вопросов более эффективной работы по борьбе с нелегальным оборотом алкогольной, спиртосодержащей продукции и самогона, тесного взаимодействия с органами внутренних дел и общественными объединениями, а также для выполнения функций собственной безопасности.
Госалкогольинспекция продолжает работать и развиваться, стоять на страже интересов жителей республики и претворять в жизнь, казалось бы, самые невероятные и смелые начинания
Ещё одной инициативой нового руководителя стали разработка и внедрение программы по отдельной ценовой политике для торговых объектов населённых пунктов 24 муниципальных районов, находящихся на приграничных территориях.
С приходом Жаудата Ахметханова активизировалась работа по взаимодействию с Росалкогольрегулированием. Так, в 2020 году в России стартовал эксперимент по маркировке пивоваренной продукции, концепция которого подразумевает, что все розничные предприятия будут получать и реализовывать пиво и пивные напитки, производимые в транспортной таре «кега», только при наличии маркировки специальными марками. Пивоваренным заводам это, конечно, пришлось не по вкусу. В эксперимент включились более сотни производителей пивной продукции, осуществляющих деятельность как на территории Татарстана, так и в других субъектах. Первыми в стране разлили и промаркировали пиво татарстанский завод «Белый Кремль» (филиал Татспиртпрома) и завод «Лысковский» из Нижегородской области.