Меню
Ru / Eng
10.08.2021

Глава «Татспиртпрома» — РБК: «Потребители создавали мини-Турцию дома»

Гендиректор «Татспиртпрома» Руслан Максудов пришел в компанию перед началом ковидного кризиса. Он рассказал РБК, зачем россияне скупали недорогой алкоголь, теряет ли позиции водка и почему компания снижала производство
Руслан Максудов
Руслан Максудов (Фото: Андрей Любимов / РБК)
Один из крупнейших российских водочных производителей «Татспиртпром» был лидером по объемам производства почти три года подряд — c 2015 по 2017 год. Занять первое место подконтрольной республиканским властям компании помог контрактный розлив: на него в те годы приходилось 55% от всего объема выпуска продукции. Сильные позиции компании также часто объясняли особым статусом производителя на локальном рынке: доступ на рынок Татарстана, по версии конкурентов, искусственно ограничивался в пользу «Татспиртпрома» как мерами дополнительных требований к качеству других производителей, так и прямой протекцией.
Руслан Максудов
Но если обвинения в протекционизме компания всегда отрицала, смена стратегии с постепенным отказом от контрактного розлива стоила ей первого места среди производителей. Фокусироваться на собственных брендах компания решила после того, как в 2017 году Минфин поменял схему распределения доходов от акцизов: часть стала возвращаться в регион исходя не из объемов произведенного в нем алкоголя, а пропорционально продажам. По итогам 2020-го «Татспиртпром» занимает 9,2% рынка производства водки после «Белуга Групп» (13,1%) и холдинга Roust (10,9%).

Руслан Максудов, до этого строивший свою карьеру в банках и телекоме, возглавил «Татспиртпром» накануне начала пандемии, в январе 2020-го. «Комплексов» из-за отсутствия опыта в алкогольном бизнесе у топ-менеджера нет: «Везде есть специфика и закрытый клуб отраслевиков. Но, если ты разобрался с основными параметрами бизнеса, этот клуб тебя примет». Состояние компании на момент своего прихода он оценивает как «рабочее», а главную задачу формулирует так: оставаясь по форме госкомпанией, по содержанию «Татспиртпром» должен быть рыночным игроком.

В первом после назначения интервью РБК Максудов рассказал о том, как пандемия и изменения в компании повлияли на выпуск продукции производителя, почему она оказалась заложником дешевой продукции, какой алкоголь хотят пить россияне и в каких странах могут открыться контрактные производства «Татспиртпрома».
Руслан Максудов
Что такое «Татспиртпром»

«Татспиртпром» был создан в 1997 году для объединения ликеро-водочных предприятий Республики Татарстан. До 2004 года был в статусе государственного унитарного предприятия, а после преобразования в открытое акционерное общество единственным акционером компании стало республиканское министерство земельных и имущественных отношений — через дочернее предприятие АО «Связьинвестнефтехим». В структуру компании входят два спиртовых завода, два ликеро-водочных завода, винзавод Vigrosso, пивоваренный завод «Белый кремль», торговое предприятие «Алкоторг», логистический центр. «Татспиртпром» специализируется на выпуске водки, ликеро-водочных изделий, коньяков, виски, аперитивов, пива. В портфеле брендов — водки Tundra, «Русская валюта», Graf Ledoff, «Ханская», Akdov, «Хлебная», «Старая Казань», «Татарстан», бальзам «Бугульма», ликер «Tundra-биттер» и пиво завода «Белый кремль».
Руслан Максудов
Реализация продукции за первые шесть месяцев 2021 года увеличилась по сравнению с прошлым годом на 8% по крепкой группе, до 3,5 млн декалитров (дал), и на 40% по пиву, до 6,7 млн дал. Выручка компании от реализации готовой продукции без учета налогов и акцизов за первое полугодие увеличилась год к году на 23%, до 5,7 млрд руб., а прибыль от продаж выросла на 35% и достигла 1,3 млрд руб.
Руслан Максудов
«Компания должна быть прибыльной и платить дивиденды», — настаивает Максудов. Сейчас «Татспиртпром» дивиденды не платит, направляя свободные средства на развитие.

Материал:
www.rbc.ru

Оставьте заявку
и мы с вами свяжемся!