Меню
Ru / Eng
17.06.2019

Татарстанские производители протестуют против торговли алкоголем онлайн

Татарстанские производители отрицательно отреагировали на законопроект минфина РФ о легализации онлайн-торговли алкоголем. Однако в интернет-компаниях считают, что закон поможет вывести уже существующий сегмент из тени.

Министерство финансов РФ доработало законопроект о легализации торговли алкоголем в интернете. По данным РБК, минфин рассчитывает, что онлайн-торговля алкоголем стартует с 1 января 2020 года. РБК Татарстан опросил экспертов из числа представителей бизнеса и общественных организаций.

Производители «против»

Генеральный директор АО «Татспиртпром» Ирек Миннахметов в беседе с РБК Татарстан высказался против законодательной инициативы. «На наш взгляд, говорить об онлайн-продажах рано. У нас до конца не наведен порядок на алкогольном рынке в целом. Судя по этому документу, на втором этапе реализации проекта на онлайн-площадки смогут выйти производители пива, пуаре, медовухи и так далее. При этом в России розничный рынок пива все еще остается «диким». Очень большая часть продаваемого пива – неучтенное, непонятного производства, без госакциза. О каких онлайн-продажах можно говорить?», –сказал Миннахметов.

По его мнению, вернуться к обсуждению законопроекта можно лет через 5. «Сейчас же легализация онлайн-продаж откроет дополнительные лазейки для недобросовестных производителей и продавцов, а также несовершеннолетних покупателей», – сказал Миннахметов.

По данным РБК, в тексте законопроекта отмечено, что на первом этапе легализации торговли в интернете, который продлится год – с 1 января 2020 года до 1 января 2021 года – продавать онлайн можно будет исключительно вина и игристые вина с защищенными географическим указанием (ЗГУ) и наименованием места происхождения (ЗНМП). Такую возможность получат производители и оптовые компании.

На втором этапе, до 1 января 2023 года, интернет-торговля должна распространиться на продукцию сельскохозяйственных компаний, выпускающих вина, а также на производителей пива и пивных напитков, сидра, медовухи, пуаре и оптовые компании, работающие с этой продукцией.

Против легализации продаж алкоголя в интернете выступает минздрав РФ. Ранее ведомство уже отклоняло законопроект.

Руководитель пивной ассоциации Татарстана Ринат Акчурин поддержал позицию гендиректора АО «Татарспиртпром». «Продажа алкоголя через интернет может привести к быстрому распространению контрафактной алкогольной продукции. Правоохранительным органам будет сложно ее отслеживать. Да, и сегодня есть нелегальная продажа, но контролирующие органы ее выявляют и пресекают. В Татарстане уровень нелегального алкоголя значительно снизился. Если разрешить онлайн-торговлю, все станет гораздо хуже», – сказал Акчурин.

По его мнению, легальным производителям и продавцам достаточно существующих каналов продаж. «Мне кажется, им не нужны конкуренты в виде интернет-магазинов. Минусов в случае легализации торговли алкоголем в интернете больше, чем плюсов», – сказал Акчурин.

Интернет «за»

За либерализацию законодательства в части торговли алкоголем онлайн на протяжении нескольких лет выступает Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). По словам ее президента Артема Соколова, чем больше товарных категорий будет доступно в интернете, тем привлекательнее станет этот канал для покупателей.

«Сегодня спрос на алкоголь в интернете довольно высок – это более 300 тыс. поисковых запросов ежемесячно. Но когда повышенный спрос сталкивается с законодательным ограничением, развивается теневой рынок. Мы же хотим, чтобы у добросовестных участников рынка появилась возможность легально удовлетворять самый взыскательный спрос клиентов», – сказал Соколов.

По его мнению, сегодня можно использовать современные технологии и контролировать процесс со всеми существующими ограничениями по возрасту, времени и месту продажи даже тщательнее, чем в рознице.

По словам Соколова, нелегальный оборот алкогольной продукции оценивается экспертами в 1,7-10 млрд руб. в год, из которых 70% составляют продажи крепкого алкоголя и 30% приходится на вино и пиво. «За последний год онлайн-продажи продуктов питания выросли вдвое и в 2018 году составили 88,6 млрд рублей. В Татарстане этот показатель равен 2,16 млрд. Наличие алкоголя в продуктовой корзине еще больше подстегнет развитие этой категории в онлайне», – сказал Соколов.

Напомним, по данным Госалкогольинспекции РТ, в 2018 году при общем объеме продаж крепкой алкогольной продукции в 5,8 млн декалитров татарстанские производители сумели продать 3,1 млн дал, опередив дистрибьюторов ввозного алкоголя.

Продажа алкоголя через интернет была ограничена постановлением правительства в 2007 году. В конце прошлого года стало известно о предложении снять ограничение с дистанционной продажи алкоголя на всей территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС; в него входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения). Оно содержалось в проекте «дорожной карты» по развитию цифровой торговли в странах ЕАЭС на 2019–2020 годы. Помимо алкоголя предлагалось также разрешить продавать через интернет лекарства, табак и ювелирные изделия.




Оставьте заявку
и мы с вами свяжемся!