Пресс-релизы
 
15.05.2018.    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/382154

Пивной ренессанс: «Татспиртпром» понижает градус в год подъема хмельного напитка

До открытия пивоваренного завода «Белый Кремль» осталось два месяца: уже в июле «Татспиртпром» представит на прилавках хмельной напиток собственного производства. «БИЗНЕС Online» выяснил, какие новшества готовит ТСП для потребителя, как отечественное пиво теснит продукцию транснациональных компаний, и когда закончится стагнация российского пивного рынка.

До открытия пивоваренного завода «Белый Кремль» осталось два месяца: уже в июле «Татспиртпром» представит на прилавках хмельной напиток собственного производства

«БЕЛЫЙ КРЕМЛЬ» НАЦЕЛИЛСЯ НА КРАФТ, КВАС И СОЛОДОВЫЙ НАПИТОК

Уже в июле «Татспиртпром»  запускает в Чистополе пивоваренный завод «Белый Кремль». Как рассказала «БИЗНЕС Online» главный пивовар предприятия Марина Гришина, на первом этапе будут производиться традиционные сорта: «Мы выпустим на рынок сразу 5 собственных брендов, в которых будут представлены классическое, живое и крепкое пиво – рассказывает она —  будем выпускать светлые и темные сорта низового брожения, а ближе к осени — пшеничный эль».

В собственной ассортиментной линейке компании — такие бренды, как «Старая Казань», CZ, «Кама», «Жигулевское» и флагманский «Белый Кремль». Кроме того,  Татспиртпром познакомит российского потребителя с продукцией лицензиара — König Ludwig International GmbH & CO (KLI) — под брендами Kaltenberg и König Ludwig.

Но этим завод ограничиваться не собирается — в 2019 году могут появиться совершенно новые сорта крафтового пива: сейчас компания изучает рынок и прорабатывает концепцию будущего продукта. Кроме того, в 2019-м же начнется производство собственного кваса.

Еще одним новшеством от «Белого Кремля» станет безалкогольный солодовый напиток с эксклюзивной рецептурой. В отличие от стандартного безалкогольного пива, он полностью натурален и производится по особой технологии — без брожения. «Такой напиток близок к стандартам „халяль“ и очень популярен в арабских странах, поэтому мы уверены — станет популярным и у нас, — отмечают в ТСП. — Напиток придется по вкусу приверженцем здорового образа жизни и в целом тем, кому не по душе сладкие, газированные напитки». Попробовать напиток можно будет уже летом, на Red Bull Air Race, ведь ТСП — партнер международных соревнований по авиаслалому, которые пройдут в Казани 25 и 26 августа.

«Специальные типы солода будут поставляться из Германии, дрожжи и хмель закупаем немецкого и чешского происхождения», — рассказывает Гришина. К слову, в апреле компания объявила тендер на закупку 5 тыс. т солода на 150 млн. рублей.

Стоит отметить, что стоимость завода — 5,6 млрд. рублей, из которых 76,4% — деньги Сбербанка, остальное – собственные средства компании. Предприятие (площадь — 153 тыс. кв. м) находится в индустриальном парке «Чистополь». Мощность завода — 10 млн. декалитров с возможностью расширения.

Ситуация на российском пивном рынке неоднозначная. И хотя в 2017 году реализовано 750 млн. дал хмельного напитка, что на 10% выше уровня 2016-го, в Росалкогольрегулировани (РАР) уверены – радоваться рано 

©Виталий Аньков, РИА «Новости»

СТАГНАЦИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПИВА ПРЕКРАЩАЕТСЯ?

Тем временем, ситуация на российском пивном рынке неоднозначная. И хотя в 2017 году реализовано 750 млн. дал хмельного напитка, что на 10% выше уровня 2016-го, в Росалкогольрегулировани (РАР) уверены – радоваться рано: рост во многом обусловлен тем, что индивидуальные предприниматели стали активнее сдавать декларации об объемах розничных продаж. Это мнение подкрепляется и фактом снижения производства — 760,7 млн. дал против 770,6 млн. годом ранее.

В  Союзе российских пивоваров (СРП) и вовсе указывают на правомерность более консервативных оценок. По ним падение рынка — до 5%. Продолжают закрываться заводы, например, пивоваренный концерн Heineken 1 января 2017 года остановил свой калининградский филиал. А в целом, с 2009-го в России закрылось 13 пивзаводов. «Пиво — сезонный продукт: зимой, осенью, весной по объемам продаж оно всегда падает и это нужно понимать в первую очередь, — рассказал „БИЗНЕС Online“ о трудностях продвижения главный редактор портала „Алкоголь.ру“ Михаил Смирнов. — Кроме того, дополнительные акцизы и требования контроля повышают розничную цену, и люди начинают выбирать – купить ящик пива или бутылку водки».

Если проанализировать статистику РАР, можно заметить, что производители постепенно уходят в сторону пивного напитка. Так, в 2017 году его было произведено 74,8 млн. дал, что на 40% больше, чем в 2016-м, а самого пива 685 млн. дал – на 5% меньше. Таким образом удовлетворяют вкусы потребителя, поскольку в розничной реализации прослеживается снижение интереса к настоящему пиву (- 12%) и рост потребления его заменителя (+7%).

Интересно, что в Татарстане потребитель наоборот стал меньше интересоваться  пивными напитками: в 2017 году снижение их потребления составляет 3% в сравнении с предыдущим годом.

«Пиво — очень популярный напиток в нашей стране, причем в основном потребители выбирают отечественный продукт, поэтому у нашего пива будет своя ниша»

 «РЫНОК ПАДАЕТ, НО МЫ ВИДИМ, ЧТО ЭТО КАСАЕТСЯ ПРОДУКЦИИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ»

«Пиво — очень популярный напиток в нашей стране, причем в основном потребители выбирают отечественный продукт, поэтому у нашего пива будет своя ниша», — уверена Гришина. Ее точку зрения разделяет и конкретизирует  директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз: «Социально-экономический кризис продолжается, поэтому пива пьют меньше. Но при этом падает доля рынка западных компаний, и растет доля российских. Если в 2007 году западные компании занимали 92% российского рынка, а российские — 8%, то по итогам 2016-го соотношение 72% на 28%. Словом, на падающем рынке российские компании наращивают долю, объемы производства, поэтому создание нового завода „Татспиртпрома“ абсолютно в тренде».

Татарстанский производитель алкоголя уверен, что ему найдется место на пока еще падающем рынке. «Мы не считаем, что продажи пива снижаются. Хотя официальная статистика говорит, что рынок падает, мы видим — это касается продукции транснациональных компаний, а продажи региональных производителей растут», — высказывал свою точку зрения гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов.

Его слова подтверждает президент союза производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции Александр Мордовин. По его словам, на независимый пивоваренный бизнес России приходится около 30% производимого в стране пива, из которых 2-3% — крафт. Кроме того, он указывает на то, что российская продукция качественнее, чем хмельной напиток транснациональных компаний: «Не в разы, но все же лучше. Российские пивовары (хотя, конечно, за каждого нельзя ручаться), как правило, все-таки применяют классические технологии пивоварения и высококачественное сырье».

Несмотря на все сложности, «Татспиртпром» начнет работу с удачного года. По оценкам аналитиков Morgan Stanley, продажи пива в 2018 году вырастут на 2%. Крупные пивовары согласны, что  2018 год действительно может стать годом роста, и не только из-за проведения Чемпионата мира по футболу, но и  за счёт того, что с нового года не вырос акциз, и не вводились новые ограничения. Кроме того, существенный вклад внесет безалкогольное пиво – самая перспективная на сегодня ниша. По данным СРП, продажи безалкогольного пива в 2017 году выросли на 5,6%, хотя сам сегмент пока небольшой.