Новости алкогольного рынка
 
29.03.2018.    https://www.kommersant.ru

Отечественный виски отвоевывает нишу

Собственный виски в России появился еще в конце 40-х годов прошлого века и выпускался под двумя марками — «Советский» и «Виски-73». Продавался напиток по цене дешевого коньяка, а по вкусу напоминал настойку из лекарственных трав. Понятно, что в Шотландию изучать технологию никто не ездил. Японцы же, к примеру, открыли свой первый завод по производству виски еще в 1920 году на основе шотландских технологий. Вряд ли стоит ожидать, что российский напиток повторит судьбу японского Сантори.

95% виски, произведенного у нас, к России не имеет никакого отношения, говорит сомелье Эркин Тузмухамедов: «Это виски, ввезенный в Россию так называемым балком, то есть цистернами, и здесь просто разлитый в бутылку. Пошлина на балковый спирт чуть меньше, чем на готовую продукцию — кажется, €2 за литр. Из литра виски крепостью 63% можно развести местной водой 1,5 литра, бутылка здесь дешевле, этикетка дешевле, и это позволяет сэкономить порядка 30% по сравнению с импортом готового продукта из Шотландии».

Из-за этого виски уже занимает 15% российского рынка, и эта цифра будет только расти, говорят эксперты. Дело в том, что напиток, разлитый в России, стоит вдвое дешевле, чем на родине. Цена вопроса — от 400 руб, средняя стоимость бутылки — 700-800 руб. Его разливают московский винно-коньячный завод «КиН», «Татспиртпром», Калининградский коньячный завод, подмосковный завод «Георгиевский». С прошлого года свой виски выпускает и компания «Игристые вина». Из собственного сырья напиток делают пока только два завода, говорит директор центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз: «Массовый сегмент будет занят нашей собственной продукцией. Более того, в России уже есть виски, произведенный по классической схеме из висковых спиртов в России: есть два предприятия в Дагестане. Например, Прасковейский винзавод много лет выпускает виски из собственных дистиллятов, но не в больших объемах. Поэтому сейчас первый этап — мы производим в России виски из шотландских дистиллятов. Через пять лет, я думаю, у нас уже будет достаточно много виски, произведенного в России полным циклом».

Российский виски рассчитан на массового покупателя и вряд ли станет коллекционным, резюмирует виски-негоциант Антон Плехов: «Нужно смотреть на каждого производителя в отдельности. Не вопрос, где он разлит, вопрос, на какой винокурне он произведен, какие бочки, какое сырье использовалось. Это абсолютно реально, история такое видела не раз — с Японией, с Тайванем, европейскими странами. Новую Зеландию возьмите — огромное количество производств, Соединенные Штаты — тысячи мелких производителей. Меня волнует лишь то, что до определенного качества скотча, к которому мы привыкли, мы, наверное, будем расти чуть больше, чем пять лет».

Если говорить о коллекционном напитке, стоимость шотландского виски из рейтинга RWA1000 только в первом полугодии 2017-го выросла на 11.5 % до 620 фунтов — это почти 50,5 тыс. руб. за бутылку. Инвестиции в коллекционный виски, как говорят шотландские аналитики, могут приумножить капитал на 30% в год. Но самым высокодоходным инструментом на рынке алкоголя считается вино. По данным компании Knight Frank, за последние 10 лет коллекционные вина выросли в цене на 256%.