Публикации в СМИ
 
06.02.2017.    Источник: www.business-gazeta.ru

Атака алкомаркетов: почему «Красному&Белому» в Татарстане дали зеленый свет?

Алкодистрибьюторы в шоке: лидирующая сеть по продаже спиртного в стране вошла в союз с «Татспиртпромом» и строит плацдарм под Казанью

«Там, где открывается «Красное&Белое», вся неорганизованная розница в пределах квартала закрывается», — описывают в алкогольной ассоциации РТ апокалиптические последствия прихода в Татарстан сети челябинского бизнесмена из списка Forbes Сергея Студенникова, открывшего по стране уже почти 4 тыс. магазинов. Однако началу экспансии предшествовали встреча с Рустамом Миннихановым, стратегическое соглашение с «Татспиртпромом» и решение о строительстве под Казанью распредцентра на все Поволжье.

ЭКСПАНСИЯ АЛКОГОЛЬНОГО КОРОЛЯ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», впервые в Татарстан выходит крупнейший алкогольный ритейлер и одноименная сеть магазинов «Красное&Белое». Об этом газете «БИЗНЕС Online» сообщил источник на рынке, знакомый с ситуацией, а затем подтвердили в Алкогольной ассоциации Татарстана. В самой компании на наш запрос не ответили, но на ее официальном сайте уже появилось объявление о приеме на работу специалистов по поиску объектов коммерческой недвижимости в Казани и Набережным Челнах, а также менеджеров по развитию. Уровень зарплаты — от 25 тыс. рублей.

«Красное&Белое» — крупнейшая в России сеть алкомаркетов, насчитывающая 3907 точек в 39 регионах России (к концу 2016 года, по данным retail.ru). Для сравнения, вторая по количеству магазинов сеть «Бристоль» (подконтрольна совладельцам группы «Меркурий» Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву) проигрывает лидеру почти в 1,5 раза — на конец 2016 года имеет около 2,5 тыс. магазинов (согласно данным сервиса 2ГИС, 26 магазинов сети расположены в Казани). Темпы роста на десятом году существования компании впечатляют: выручка в 2015 году составила 82 млрд рублей, увеличившись более чем на 70%.

Владелец сети — семья челябинского бизнесмена Сергея Студенникова — № 193 в рейтинге «200 богатейших бизнесменов России» 2016 года с состоянием $400 млн (в 2015 году было $450 млн.). Еще в начале 1990-х он с партнерами основал SPS-холдинг, который занимался дистрибуцией алкоголя и табака, а в 2006-м открыл первый магазин «Красное&Белое» в Копейске Челябинской области.

Средняя торговая площадь каждого магазина «Красное&Белое» — 80 кв. м. Ассортимент включает порядка 700 позиций алкоголя, около 100 марок пива, 60-70 — сигарет, а также около 300 позиций сопутствующих товаров (бакалея, кондитерские изделия, соления, консервы и т.д.). Все магазины сети открываются на арендованных площадях.

В ОБМЕН НА ЧТО МИННИХАНОВ ДАЕТ ДОБРО

По данным источников «БИЗНЕС Online», на старте «Красное&Белое» планирует открыть в республике 30-50 магазинов, но это только начало. Сам Студенников в интервью РБК отмечал, что за три года может на 100% «накрыть» любой регион и особо гордится умением находить выгодные места даже, на, казалось бы, уже развитом рынке.

Правда, при этом Студенников отмечал, что «выходя в новые субъекты, встречаешь сильнейшее давление руководства этих субъектов». Так что перед приходом в Татарстан бизнесмен поступил мудро и встретился с президентом РТ Рустамом Миннихановым. Переговоры, в которых принял участие и гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов, состоялась 1 декабря в Москве. «Стороны обсудили перспективы взаимного сотрудничества, в частности, рассмотрели возможность реализации татарстанской алкогольной продукции в магазинах сети „Красное&Белое“ в регионах РФ», — информировало лаконичное сообщение пресс-службу президента РТ.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» сам Ирек Миннахметов, у компании есть договоренности с «Красное&Белое» о значительных объемах поставок продукции в «Красное&Белое» на 2017 год. Одновременно достигнуто соглашение о том, что компания построит в Татарстане свой распределительный центр для поставок в регионы Поволжья, в связи с чем «Красное&Белое» берет на себя обязательства по созданию большого количества рабочих мест.

Оба решения выглядят для Студенникова вполне оправдано с точки зрения логистики. Как говорил сам бизнесмен, 90% логистики от производителей приходится на Москву, а магазинов у него больше всего на Урале. Соответственно, «освоив» УФО сеть двинулась в Поволжье, которое расположено как раз на этой логистической оси. Вступая в союз с «Татспиртпромом», которые лидирует среди производителей водки в стране, занимая 16% рынка, «Красное&Белое», во-первых, укорачивает транспортное плечо. Во-вторых, распредцентр в Казани — отличная база для «взятия» ПФО.

Для ТСП альянс станет продолжением уже реализуемой с приходом Миннахметова стратегии. Если раньше продажи продукции за пределы республики у госкомпании составляли лишь 10%, то сейчас за пределы Татарстана продается вдвое больше, чем внутри. И в первую очередь — за счет массированного вхождения в федеральные торговые сети.

Договорившись на берегу, власти Татарстана, по всей вероятности, не станут оказывать на сеть Студенникова «сильнейшего давления». Да и вряд ли смогли бы его оказать — времена, когда был возможен жесткий алкогольный протекционизм, в прошлом.

При этом, как уточнили в «Татспиртпроме» никаких договоренностей о разделе сфер влияния между его сетью «Арыш мае» из 1,1 тыс. точек и «Красным&Белым» нет, будет обычная конкуренция.

Рынок специализированной алкогольной розницы в последние годы растет как грибы. Только в Казани работает несколько сетей, в числе которых, помимо «Арыш мае», «Бристоль» (26 точек), «РусАлка» (32 точки), «Пивоман» (83 точки), «Глобус» (22 точки), «АлкоДьюти» (5 точек).

Подробнее...